ПАМЯТИ ДИЗАЙНЕРА СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА КОСНИКОВСКОГО (1947-2014)

Ушел от нас известный ленинградский-петербургский дизайнер, ушел как-то вдруг, внезапно, для всех неожиданно. Ещё очень долго горожане будут пользоваться Финляндским вокзалом с реконструированными им интерьерами и торговым центром у метро «Елизаровская», к инновационному проекту которого он также причастен. Во многих уголках России и ближнего зарубежья работают физические приборы, созданные в НТО Академии наук, форму которых определил этот мастер дизайна. На новых российских надводных кораблях и подводных лодках ВМФ устанавливаются его операторские пульты и комфортные рабочие кресла командиров. Где-то трудятся до сих пор экскаваторы и различные городские коммунальные машины, композиционное формообразование которых проектно-творчески определялось при его участии. Десятилетие служил в «Ленэнерго» его трехместный диспетчерский пульт, оригинальный по объемно-пространственной структуре, пластическому решению и эргономическим характеристикам. Памятны и его графические композиции, рекламные плакаты по правилам дорожного движения и технике безопасности, поздравительные открытки.

Сергей Николаевич мастерски владел карандашным рисунком и техникой аэрографии, имел солидную фирменную «мухинскую» подготовку. Это «продукт» 190-й школы, ЛВХПУ, кафедры легендарного профессора И.А. Вакса и интеллигентного домашнего воспитания.

Членом Союза художников он стал за 5 лет до того, как вступил в наш творческий Союз в момент его рождения (1987 г.). Умел работать как вполне самостоятельно, так и в составе творческих коллективов. От многих других дизайнеров его отличала склонность работать не только по договорам и конкретному ТЗ, но и по инициативным темам (сувениры, оригинальные офисные кресла с композиционным включением полированного камня и др.).

Впервые мы с ним работали вместе в 1975 году над проектом одиннадцати (!) корабельных операторских пультов для первого отечественного авианосца «Минск» (НИЭМ ЛВХПУ), где в проектно-творческой бригаде был ещё один дизайнер-профессионал и шесть студентов-практикантов. Позже, в 1982 году совместно приняли участие в комплексной разработке двадцати четырёх (!) хроматографических приборов для СКБ аналитического приборостроения НТО Академии наук (в итоге получили более 20 свидетельств на пром.образцы). А в 2001 году мы с Сергеем вместе выиграли городской профессиональный конкурс в НПО «Аврора» на дизайн-проект нового перспективного корабельного операторского пульта с ЖК-экранами и сенсорной клавиатурой. Затем последовала наша пятилетняя проектная работа с этой фирмой по договорам, её результаты стали экспонатами Международного Военно-Морского Салона в Гавани и биеннале «Модулор» в 2003 и 2005 гг. (Серебряный диплом). Были и другие совместные разработки…

Сергей Николаевич ушел в иной мир. А в памяти остался образ творчески активного, талантливого, спокойного и рассудительного, интеллигентного человека. Он был аккуратен во всем – в быту, в одежде и в суждениях своих; он был спортивен и элегантен, я никогда не видел его небритым. Что нравилось не только дамам, но и позволяло мастерски, результативно проводить сложные «дипломатические» переговоры с заказчиками проектов. А когда-то давным-давно я, всего однажды, видел в его руках гитару и слушал песни в его исполнении (репертуар – городской фольклор). Душевно пел, слушалось с интересом, будило эмоции и запомнилось сквозь годы.

Спасибо, Сережа!

30.11.2014

Ю.Ходьков, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров